Монреальский протокол, Кигалийская поправка, российская реализация

Аналитика

secondary_062017
Монреальский протокол, Кигалийская поправка, российская реализация

Кигалийская поправка – обязательное для выполнения мужденародное соглашение всех участников Монреальского протокола, которое действует с октября 2016 года. Она прописывает тайминг снижения производства и распространения ГФУ. Напомним, что эти вещества, которые в настоящее время применяются в холодильных установках, кондиционерах, других охладительных приборах, напрямую воздейсвуют на парниковый эффект, так как обладают значительным потенциалом глобального потепления. Предусмотренные Кигалийской попровкой этапы снежения производства направлены на сокращение роста температуры атмосферы земного шара на 0,5 °C.

Кигалийская поправка прописывает объемы сокращения использования ГФУ (в % от базового уровня) для стран, в том числе и для Российской Федерации. А именно:

  • 2020–2024 гг. — 95%;
  • 2025–2028 гг. — 65%;
  • 2029–2033 гг. — 30%;
  • 2034–2035 гг. — 20%;
  • с 2036 г. — 15%.

Этот график наглядно демонстрирует, что ударные преобразования в структуре потребления ГФУ будут произведены не в настоящее время, как это делают развитые мировые державы, а в будущем. Это работа, которую необходимо начинать уже сейчас, а мы только вынашиваем намерения. Даже наши соседи и “родственники” по недавнему прошлому – Беларусь, – уже выполняет эту непростую задачу, потому что крупнейший производитель бытовых и промышленных холодильных систем завод “Атлант” работает на экологически безопасных веществах – углеводородах.

Особенно горько это воспринимают эксперты и специалисты российского рынка потребления ГФУ. Тема длительное время обсуждается на профессиональных форумах, встречах и семинарах. Для большинства угрожающих веществ из Монреальского протокола и Кигалийской поправки в России имеются безопасные альтернативы – это и пропан (R290), и аммиак (R717), диоксид углерода (R744), изобутан (R600a), пропилен (R1270), бутан (R600), вода (R718). Они зачастую не только имеют экологические преимущества, но и экономические, и технологические, в частности, в отношении энергоэффективности. Однако… воз и ныне там.

Начало этого пути для Российской Федерации состоит в актуальном рассчете базового уровня потребления ГФУ. От этой цифры будет зависеть интенсивность сокращения производства и ипользования ГФУ, реальное количество их потребления в нашей стране, а также вероятность того, что Российская Федерация окажется в состоянии режима невыполнения Кигалийской поправки.

Любая страна может стать участником Кигалийской поправки. Достичь этого можно путем ратификации соглашения, т.е. подписания руководителями государства документа, обязывающего выполнять ее рекомендации. Этот документ, принятый на национальном уровне, передается Депозитарию – Генеральному секретарю ООН.

Кигалийская поправка начинает действовать при минимальном количестве стран-участниц – 20, уже с 1 января 2019 года. Если к тому времени она не наберет необходимого количества участников, то начало действия переносится на три месяца после ратификации двадцатым государством. В Кигалийской поправки прописан еще один срок действия – это 1 января 2033 года. В этот день вступает в силу положение о регулировании торговли ГФУ, также при наличии более 70 стран, ратифицирующих Монреальский протокол.

Однако, можно с уверенностью ожидать, что все таки состоится в сроки. Ведь главным двигателем Кигалийской поправки является такое наднациональное образование, как Европейский союз, а его участниками сегодня являются 28 стран. А значит, нижний предел участников Кигалийской поправки уже преодолен. Реальное количество ратификаций поправки может превысить сотню, потому что об этих намерениях открыто заявляют не только мировые лидеры геополитики (США, Канада), но и Мексика, государства бассейна Тихого океана и многие другие.

Поэтому, до первого января 2019 года Россия должна будет выполнить непростую работу в нормативной и законодательной сфере. А именно:

  • определение реального уровня производства и потребления ГФУ текущего момента и перспектив этого рынка;
  • формирование стратегии регламентированного снижения объемов производства и использования ГФУ в нашей стране протяженностью до 2036 года.
  • принятие стандартов системы лицензирования импорта-экспорта озоно-разрушающих веществ на ГФУ (в пределах Таможенного союза).
  • обучение основным принципам контроля специалистов таможни и правоохранительных органов.
  • и самое важное – это работа на законодательном уровне. Формирование нормативной и свода законов для постепенного снижения объемов ГФУ, циркулирующих на территории Российской Федерации.

Как видно из вышеперечисленного, работа, направленная на возможности реализации Кигалийской правки нашей страны, будет напряженной и дискутируемой. Главное, что эксперты области и реальные практики заинтересованы в положительном результате, потому что итоги этой деятельности не только позволят снизить экологические риски, но и повысить конкурентоспособность оборудования, которое выпускается на отечественных производствах.

Автор статьи:
Пост был изменен: 2017-06-27
Торговая Федерация